ПОЛОЖЕНИЕ об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

УПРАВЛЕНИЕ
ПЕЧАТИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

24.01.2019

14

г. Барнаул

О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в управлении печати и массовых     коммуникаций Алтайского края   (антимонопольном комплаенсе)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р и распоряжением Правительства Алтайского края         от 26.12.2018 № 394-р

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать в управлении печати и массовых коммуникаций Алтайского края систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в соответствии с прилагаемым Положением об организации в управлении печати и массовых коммуникаций Алтайского края системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

2. Отделу правового, кадрового и организационного обеспечения, бухгалтерского учета и отчетности, государственных закупок (Лоор С.И.) обеспечить ознакомление сотрудников управления печати и массовых коммуникаций Алтайского края с настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник управления

Е.А. Нечепуренко

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу управления печати и массовых коммуникаций Алтайского края от 24.01.2019 № 14

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации в управлении печати и массовых

коммуникаций Алтайского края системы внутреннего обеспечения

соответствия требованиям антимонопольного законодательства

I. Общие положения

1.   Положение об организации в управлении печати и массовых коммуникаций Алтайского края (далее – «Управление») системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – «Положение») разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Управления.

2.   Для целей Положения используются следующие понятия:

«антимонопольное законодательство» – законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерация, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;

«антимонопольный комплаенс» – совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;

«доклад об антимонопольном комплаенсе» – документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Управлении;

«коллегиальный орган» – совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;

«нарушение антимонопольного законодательства» – недопущение, ограничение, устранение конкуренции;

«риски нарушения антимонопольного законодательства» («комплаенс-риски») – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;

«уполномоченное подразделение» – отдел правового, кадрового и организационного обеспечения, бухгалтерского учета и отчетности, государственных       закупок – структурное подразделение Управления, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в Управлении антимонопольного комплаенса.

3.   Задачи антимонопольного комплаенса Управления:

а) выявление комплаенс-рисков;

б) управление комплаенс-рисками;

в) контроль за соответствием деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства;

г) оценка эффективности функционирования Управления антимонопольного комплаенса.

4.   При организации антимонопольного комплаенса Управление руководствуется следующими принципами:

а) заинтересованность руководства Управления в эффективности антимонопольного комплаенса;

б) регулярность оценки комплаенс-рисков;

в) информационная открытость функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса;

г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;

д) совершенствование антимонопольного комплаенса.

II. Организация антимонопольного комплаенса

5.    Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется начальником Управления, который:

а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;

б)    применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение сотрудниками Управления правил антимонопольного комплаенса;

в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;

д) утверждает карту комплаенс-рисков Управления;

е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;

ж) утверждает план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков Управления;

з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.

6.    К компетенции уполномоченного подразделения относятся следующие функции:

а)    подготовка и представление начальнику Управления на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Управления, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;

в) консультирование сотрудников Управления по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Управления по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

д) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Управления;

е)    информирование начальника Управления о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

ж) подготовка и внесение на утверждение начальника Управления карты комплаенс-рисков Управления;

з) определение и внесение на утверждение начальника Управления ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;

и) подготовка и внесение на утверждение начальника Управления плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Управления;

к) подготовка для подписания начальником Управления и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;

л) организация систематического обучения сотрудников Управления требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;

м)   выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Управления, разработка предложений по их исключению;

н) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Управление;

о) координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа.

7. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса возлагаются на Общественный совет при Управлении.

8. К функциям коллегиального органа относятся:

а)   рассмотрение и оценка плана мероприятия («дорожной карты») по       снижению комплаенс-рисков Управления в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

III. Выявление и оценка рисков нарушения Управлением

антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)

9. Выявление и оценка комплаенс-рисков Управления осуществляется его уполномоченным подразделением.

10. В целях выявления комплаенс-рисков уполномоченным подразделением в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:

а)   анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Управления;

б) анализ нормативных правовых актов Управления, а также правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства (публичные заявления, письма, консультации и т.д.);

в) анализ проектов нормативных правовых актов Управления;

г) мониторинг и анализ практики применения Управлением антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений);

д)     систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

11. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 10 Положения, уполномоченное подразделение осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях Управления.

12. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 10 Положения, уполномоченное подразделение в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит:

а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;

б) проект карты комплаенс-рисков Управления, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;

в)   проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Управлении, разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом VI Положения;

г)   проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в         соответствии с требованиями, установленными разделом VIII Положения.

13. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются мероприятия:

а) сбор в структурных подразделениях Управления сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;

б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Управлении, который содержит классифицированные по сферам деятельности Управления сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию Управления, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных Управлением на недопущение повторения нарушения.

14. При проведении уполномоченным подразделением анализа нормативных правовых актов Управления реализуются мероприятия:

а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Управления (далее – «перечень актов») с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте Управления        (в срок не позднее мая отчетного года);

б) размещение на официальном сайте Управления уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);

в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);

г) представление начальнику Управления сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Управления (в срок не позднее сентября отчетного года).

15. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением реализуются мероприятия (в течение отчетного года):

а) размещение на официальном сайте Управления проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;

б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.

16. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Управлении уполномоченным подразделением реализуются мероприятия:

а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Управлении;

б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Управлении.

17. Выявленные комплаенс-риски отражаются уполномоченным подразделением в карте комплаенс-рисков Управления согласно разделу IV Положения.

18.   Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется уполномоченным подразделением по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.

19.     Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р.

20.     В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков уполномоченным подразделением обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения гражданскими служащими Управления, обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков в таких случаях осуществляется в порядке, установленным внутренними документами Управления.

21.     Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков Управления в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.

22.     Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

IV. Карта комплаенс-рисков Управления

23.     В карту комплаенс-рисков Управления включаются:

выявленные риски (их описание);

описание причин возникновения рисков;

описание условий возникновения рисков.

24.     Карта комплаенс-рисков утверждается начальником Управления и размещается на официальном сайте Управления в срок не позднее 1 апреля отчетного года.

V. План мероприятий («дорожная карта»)

по снижению комплаенс-рисков Управления

25.   В целях снижения комплаенс-рисков уполномоченным подразделением ежегодно разрабатывается план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Управления. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Управления подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков Управления.

26.   План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Управления должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков Управления) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.

В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков Управления в обязательном порядке должны быть указаны:

общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков Управления);

описание конкретных действий (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;

ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);

срок исполнения мероприятия.

При необходимости в плане мероприятии («дорожной жарте») по снижению комплаенс-рисков Управления могут быть указаны дополнительные сведения:

необходимые ресурсы;

календарный план (для многоэтапного мероприятия);

показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;

требования к обмену информацией и мониторингу;

прочие.

27.   План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Управления утверждается начальником Управления в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия. Утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Управления обеспечивает уполномоченное подразделение.

28.           Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Управления.

29. Информация об исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Управления подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.

VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса

30.           Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.

31.           Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для уполномоченного подразделения, так и для Управления в целом.

32.           Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Так же количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).

33.             Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются уполномоченным подразделением и утверждаются начальником Управления на отчетный год ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.

34.     Уполномоченное подразделение ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса

35.     Оценка эффективности организации и функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.

36.     При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:

а) карту комплаенс-рисков Управления, утвержденную начальником Управления на отчетный период;

б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные начальником Управления на отчетный период;

в) план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков Управления, утвержденный начальником Управления на отчетный период.

VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе

37. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным подразделением на подпись начальнику Управления, а подписанный проект доклада представляется на утверждение коллегиальному органу ежегодно в следующие сроки:

проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется на подпись начальнику Управления не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным;

подписание проекта доклада начальником Управления осуществляется в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;

представление доклада об антимонопольном комплаенсе в коллегиальный орган осуществляется в течение недели с момента его подписания.

38. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

39. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:

а)    о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;

б) об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;

в)   о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

40. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Управления в течение месяца с момента его утверждения.

IX. Ознакомление служащих Управления

с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям

антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса

41.      При поступлении на государственную гражданскую службу в Управление уполномоченное подразделение обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением.

42.      Уполномоченное подразделение организует систематическое обучение работников Управления требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:

вводный (первичный) инструктаж;

целевой (внеплановый) инструктаж;

иные обучающие мероприятия, предусмотренные внутренними документами Управления.

43. Вводный, (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Положением проводятся при приеме сотрудников на работу.

Вводный (первичный) инструктаж осуществляется в рамках ежеквартальных семинаров для вновь принятых сотрудников.

44. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности Управления.

Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных подразделений Управления информационных сообщений, совещаний.

45. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих, мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Х. Ответственность

46. Уполномоченное подразделение несет ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Управлении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Служащие Управления несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов Управления, регламентирующих процедуры и мероприятия       антимонопольного комплаенса.